Наши возможности по улучшению качества подготовки специалистов на примере зарубежного опыта

Суворов В.С., д.п.н., член-корреспондент АПО

Меня в составе татарстанской делегации - руководителей профессиональных учебных заведений отправили на недельную стажировку-обучение в город - страну Сингапур.

В сингапурском аэропорту, считающемся  одним из самых больших в мире, нас, с плакатом приветствия, встретили сингапурские представители образования, хотя времени, по-местному, было пять часов утра.

Выйдя из здания аэропорта и пройдя сотню метров до автобуса, не смотря на обилие зелени и шумное пение птиц, все почувствовали необычную жару, хотя было всего 30° тепла. По-видимому, тропическое местонахождение и наличие водных пространств Индийского и Тихого океанов вокруг страны, создают особый, непривычный для нас, климатический баланс элементов таблицы Менделеева. 

Мы потом узнали, что 30-ти градусный температурный режим с редким колебанием (выше - ниже) в один – два градуса держится и днем и ночью, и в воздухе и в воде, и зимой и летом, и сейчас и сотни лет назад (!). Вроде бы – ах! – как здорово! А с другой стороны, они не знают, как мы, четырех ярко выраженных времён года, и всех их многочисленных прелестей! У них из-за 12-часового пояса, в 19.00 вечера резко становится темно, как - будто кто – то выключил свет, а утром, в 7.00 также резко рассветает. Так что, что такое утренняя или вечерняя зорька, или глоток свежего воздуха – они не знают. И, несмотря на отсутствие у них заботы о тепле, о теплых домах или теплой одежды, еще неизвестно – «нужен ли нам берег турецкий» !

Но, ближе к образованию и его составляющим, зачем собственно, мы и приехали, чтобы изучить, перенять и внедрить у себя… 

Дав нам три часа отдыха, не смотря на воскресный день, нас тут же при гостинице, сразу после острых обеденных съедобств, усадили в конференц-зал и профессора от образования начали рассказывать, чего они добились за последние 50 лет, получив независимость от Британской метрополии. 

Не имея ни грамма углеводородов и собственной питьевой воды у них сегодня на каждого человека в год приходится 55 тысяч американских долларов от ВВП. А самой развитой отраслью в экономике является образование, и к нему они относятся как к божеству, т.к. его сингапурцы считают фундаментом благосостояния народа. Дальнейшее наше посещение детских садов, школ, системы начального технического образования, колледжей, политехникумов и университетов мирового уровня убедили нас в этом. Вообще, увиденное в образовании этого островного государства, ошеломило нас и, в частности, меня настолько, что сомневаюсь, смогу ли не вмещающиеся в наши стереотипы ощущения, изложить на бумаге. Но хотя схематично попробую. Вот несколько цифр. 

Выделение бюджета на образование составляет 20% от госбюджета. (У нас в РФ – 4%) . И это не считая огромных дополнительных вливаний от частных и транснациональных компаний, стремящихся заполучить от этого льготное налогообложение.

Учитель в Сингапуре по статусу – госслужащий и получает минимально 150-180 тысяч рублей в переводе на наши деньги. А затраты на одного учащегося от ПТУ до Университета в среднем на порядок выше, чем у нас в России.

Несколько слов о самом государстве. Территория 48 километров на 25 километров (примерно, как наш Мамадышский район), население – 5,5 млн. человек (примерно, как в Татарстане), четыре основных национальности: китайцы – 75%, малазийцы, тайцы и индусы. Государственный язык – английский (с 1965 года). 

Двойное гражданство в Сингапуре запрещено. За иностранными студентами они не гоняются (в отличие от требований мониторинга Министерства образования и науки РФ). Все мужское население обязательно проходит службу в Армии независимо от состояния здоровья (а там, по-видимому, нет больных, так как мы не смогли найти ни одной аптеки(!)), а после армии у них ежегодные 20-ти дневные сборы (попробуй, «откоси», и ты потеряешь все, что с лихвой можешь иметь в Сингапуре).

Автомобильных пробок в Сингапуре нет и никогда не будет, так как количество автомобилей на дорогах регулируется лицензией (стоимость которого в 2 раза выше, чем стоимость самого авто) и их будет ровно столько, сколько удобно ездить без задержки. 

Страна утопает в зелени, государство об этом заботиться особо. Если ты захотел построить предприятие, а там мешают деревья, правительство может разрешить их убрать при условии огромной денежной компенсации и новой посадки в том месте, которое укажут. 

Рекламы у них нет ни на телеэкранах, ни на улицах, как и обозначений, что и с какого возраста смотреть, т.к. «плохого» телевидения у них нет. 

Не знаю с какой периодичностью, но министры в правительстве раз в несколько лет меняются местами. Последний раз министр образования стал министром финансов, а тот – министром образования(!).

То, что образование в Сингапуре – особая отрасль, можно судить еще и по тому, на каких огромных территориях расположены их здания, лаборатории, предприятия, ангары, бассейны, стадионы, многоуровневые стоянки, сады, фонтаны, эскалаторы и т.д., всего трудно перечислить, но земельные площади каждого учебного заведения составляют от 200 до 400 гектаров. Для сравнения, огромный Московский государственный университет им. Ломоносова со всей своей инфраструктурой занимает 205 гектаров. Но это МГУ! 

Всё образование в Сингапуре аутентичное, т.е. все учебные планы и программы, любого курса имеют практикоориентированную реализацию. И не только имеют практическую направленность, а именно вся суть их образования направлена на это, т.к. при учебных заведениях заводы по аэрокосмическому производству, газо и нефтепереработке, рестораны, торговые центры, театры, киностудии, гостиницы, лаборатории – имитаторы «3D», самое современное оборудование, самолеты, автомобили, надводно-подводная аппаратура, клиники, многоэтажные стены и скалы для альпинизма и т.д., и т.п., всё перечислить просто невозможно, но всё это, в первую очередь, имеет учебное заведение и только потом или параллельно уже и сама промышленность Сингапура.

Знакомясь с учебными заведениями, мы не увидели в чистом виде уроков теоретического обучения. У них любое обучение имеет практическое воплощение в новых знаниях и умениях; а формула Сингапура гласит: «Новые знания не должны быть в старых зданиях и при устаревшем оборудовании». Поэтому у них через каждые 20 лет учебное заведение закрывается на три года на проведение капитального ремонта, реконструкцию и замену необходимого оборудования. 

И оценка обучаемому ставится не только за академические знания (и не в первую очередь), а за вопросы, критическое оценивание, практическое умение, моральные ценности, создание коллективной атмосферы, за умение самостоятельно находить ответ, за поиск дополнительных знаний. Обязательным является ежедневная оценка каждому. 

В образовании Сингапура большой упор на исполнение выработанных ценностей, например, таких, как: «В каждом ребенке мы должны видеть успех, а не провал», «У каждого ребенка – свой путь развития», «Главное в обучении – социальная атмосфера», «Сингапурский ребенок должен учиться при любых обстоятельствах».

Кстати, они в образовании предпочтение отдают инженерии и математике, а их учитель ежегодно должен проходить за счет государства 100-часовую переподготовку.

В Сингапуре нулевая безработица.

Несколько слов о педагогике в образовании.

Они с восхищением и гордостью нам рассказывали, какие результаты дает методология проблемно-развивающего обучения. Но наш знаменитый ученый Махмутов Мирза Исмагилович еще в шестидесятых годах прошлого века разработал и предложил данную дидактическую систему. А методологию непрерывного профессионального образования, которую образование Сингапура активно использует, предложил на рубеже 80-90-х гг. XX века наш великий академик А.М. Новиков. Коньком профессионально-технического образования, как уже было подчеркнуто выше, у них является аутентичное или практикоориентированное образование, которое в последние годы приобрело всеобщий характер. Но и эту методологию создал и предложил наш замечательный ученый Л.С. Выготский. А человеко (студенто) центрированное обучение, которым так гордятся сингапурцы и является у них ценностью государства, еще почти сто лет назад использовал в своей практической деятельности А.С. Макаренко.

Как видим, всю педагогическую науку и дидактику они используют всем государством по полной программе.

И самое время задать вопрос. Коль у них нет полезных ископаемых, чем тогда обеспечиваются указанные выше финансовые потоки? Попробую изложить свои личные соображения, которые не могут претендовать на истину. 

Первое. В эпоху потрясений 90-х годов в России небезизвестная личность (А. Чубайс) говорил: «Давайте сначала займемся экономикой, а уж потом вернемся к вопросам образования». Как раз Сингапур нам показывает, что экономика будет сильной только при первостепенном внимании сначала к образованию.

Второе. Сингапур находится на очень географически выгодном водном перекрестке. Учитывая это они построили суперсовременные углеродоперерабатывающие заводы. Океанские танкеры, разгрузив у них нефть, тут же загружаются бензином или керосином, оставив за это, конечно, немалые деньги. 

Третье. В Сингапуре, практически, нет богатых и бедных, там все живут одинаково хорошо за счёт отсутствия коррупции, законопослушания и честных взаимоотношений между всеми.

Четвертое. Всесильные мира сего – транснациональные компании сделали Сингапур оффшорной зоной, где сэкономив огромные деньги на налогах, часть из них, согласно принятым международным нормам, направляют на образование.

Так что же нам теперь, так и не догнать Сингапур, у которого нет ни грамма углеводородов и своей питьевой воды? Посмотрим... У них в каждом образовательном учреждении висит плакат с надписью: «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним». Так что ещё посмотрим…

 

Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Яндекс.Метрика

Время работы:
ПН-ПТ: 8:00 - 17:00
СБ, ВС - выходной

Разработка сайта: Sistematik.Ru

2005-2018 © ГАОУ ВО "Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт" (ГАОУ ВО "НГТТИ")