Маленькие штрихи к образовательной политике города

В полумиллионном городе из-за резкого исчезновения высших учебных заведений (их было около 20, а в настоящее время остались педуниверситет и еще четыре филиала. НГТТИ уже не принимает на высшую ступень обучения) также резко сократилось количество студентов и профессорско-преподавательского состава.

Город Набережные Челны по численности населения занимает среди 1096 городов 32-е место. Наш город крупнее 47 областных и республиканских центов.

Сегодня в Челнах 17 000 студентов. То есть, у нас на сегодняшний день 30 студентов на 1000 населения. В Казани 120 студентов на 1000 населения, в Томске – 200 студентов на тысячу. И в первую тридцатку российских городов по этому показателю мы никак не входим.

Следующий важный показатель – это количество докторов и кандидатов наук в городе. У нас докторов наук несколько лет назад было примерно 90 – 100 человек. Сегодня их, судя по мною собранной информации через городское управление образования, осталось не более 35 – 40 человек.

Для сравнения, при численности населения города Саранска в 330 тыс. человек, только в трёх ведущих вузах этого города обучается 36 000 студентов ВПО, в расчёте на 1000 жителей - это более чем вдвое превышает показатель Набережных Челнов.

Существенно обгоняет Саранск и по количеству докторов и кандидатов наук. Только в трёх ведущих вузах города работает 397 докторов наук и более 1700 кандидатов наук. В Саранске функционирует более 20 диссертационных советов. Это притом, что валовый территориальный продукт Мордовии вдвое меньше ВТП Набережных Челнов!

У нас доктора и в целом профессорско-преподавательский состав уезжает из города, т.к. в последние годы количество вузов сократилось, как шагреневая кожа, и их количество и качество никак не подходит для 500-тысячного города Набережные Челны.

Вместе с профессорами уезжают и их семьи, а лучшие выпускники школ города, закончив университеты и устроив свою жизнь, постепенно перетягивают к себе в столицы и своих близких. Надо заметить, что это далеко не худшая часть нашего городского общества. Они все хорошо пригодились бы и здесь.

Очень важно, что при экономической и образовательной нестабильности в стране, в нашем городе на базе пединститута был создан педагогический университет. Честь и хвала его ректору Мустафиной Ф.З. и всем, кто помогал ей в этом преобразовании. Для нашего города создание университета и укрепление базовости педагогических кадров является очень важной и необходимой социально-экономической составляющей. А уж, тем более, при актуализации проблемы духовно-нравственного уровня молодежи, где медиаструктуры постоянно размывают горизонт настоящей культуры и эстетизируют критерии нравственно безобразного. Городу очень нужен сильный во всех отношениях полк педагогических кадров указанного университета, сформированных и обученных на гуманной философии.

Но городу нужен и политехнический университет, свой, самостоятельный, объединяющий в себе несколько институтов, куда пойдет поток выпускников школ города, чтобы в дальнейшем закрепиться для работы на КамАЗе, в структурах территории опережающего развития (ТОР), в различных социально-экономических секторах.

Нам нужна собственная и сильная высшая школа! Успешное экономическое развитие города и его инновационного бренда невозможно без системной образовательной политики и своей научно-образовательной элиты, которая является не только проводником социально-экономических преобразований, но и основой для формирования культуры, что является скрепой любого общества.

Второе. Медленно, но необратимо, мы приближаемся к очень большой проблеме – «заниматься» социально – экономическим развитием города через несколько лет будут приезжающее вахтовым методом выходцы южно-азиатских республик. Почему?
Двадцать лет назад количество уезжающих выпускников школ Набережных Челнов составляло 15 – 20%. Взамен им (и даже с лихвой) к нам приезжали, а потом закреплялись, выпускники школ сельскохозяйственных районов. Это вполне соответствовало естественной миграции.

Но сегодня уже 72% выпускников школ нашего города уезжают в столичные города. А приезжающих из сел (судя по абитуриентам) стало меньше в 1,5 – 2 раза, чем было десяток лет назад. Это и понятно – сёл и деревень становится все меньше и меньше.

Поэтому лозунг, который иногда слышим, что «…наши уезжают, к нам другие приезжают…» - не правомерен. Он лишь соответствует не достаточному экономическому потенциалу, сравнительные показатели которого нам всем известны.

Но ведь когда-то всё должно заработать на полную мощность, что потребует высококвалифицированного и умного работника, имеющего городские корни, знающего его традиции, любящего город, социально наполовину обеспеченного. Простите, у «вахтовиков» ничего этого нет, так как всё это, как и необходимая культура, формируется десятилетиями.

Поэтому необходимо создать городскую программу по закреплению молодёжи, которая после завершения школьного образования, средне-специального и высшего образования, имела бы мотивацию, чтобы не уезжать.

Например (очень упрощённо):

1) если бы было два разнопрофильных, многоуровневых университета, - значительная часть выпускников школ захотела бы остаться в более экономичных и привычных для нее условиях;
2) отслужившим в армии, в соответствии с экономическими потребностями города, предложить распределение по средне-специальным и высшим учебным заведениям на льготное обучение;
3) выпускнику – специалисту определить льготный % ипотеки по жилью;
4) гарантировать получение места в детском саду;
5) выдавать «Подъёмные» и т.д.

Если не будет стимулирующей программы и соответствующей рекламы в СМИ, то никогда тысячи вакантных рабочих профессий не будут заполнены, сколько их не готовь! У нас не должно быть безработицы среди молодёжи города и большого оттока наиболее талантливой молодёжи в другие города.

Нам нужно продолжать укреплять городские традиции, в первую очередь, на «своих», а не на приезжающих – уезжающих. Из мировой практики давно известно, что вложенные деньги в кадровый потенциал возвращаются с прибылью в 3,5 раза больше, чем вложенные в производство!

В образовании обязательно должна присутствовать мощная государственная составляющая, стимулирующая приток студентов в те сферы и в те формы образования, которые не всегда могут представляться интересными индивиду, но которые необходимы городской и республиканской экономике, чтобы повысить качество жизни и, как следствие, быть механизмом и показателем снижения социальной напряженности.

Суворов В.С., ректор ГАОУ ВО «НГТТИ», доктор пед. наук, профессор

Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Яндекс.Метрика

Время работы:
ПН-ПТ: 8:00 - 17:00
СБ, ВС - выходной

Разработка сайта: Sistematik.Ru

2005-2018 © ГАОУ ВО "Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт" (ГАОУ ВО "НГТТИ")